Статьи

 Философия на тему "Воспитание детей"

Мы часто забываем, что воспитание ребенка — это вопрос первостепенной важности. Ведь, что бы мы ни сделали в своей жизни, все равно, в конечном итоге окажется, что лучшим из всех наших творений — это наши дети.

Каким будет наше лучшее творение? Нам родителям никогда не стоит забывать, что наш малыш, которому сейчас только три года, семь лет или четырнадцать, не останется всегда таким. Что большую часть своей жизни он все-таки будет взрослым человеком, окружать его будут такие же взрослые и совершенно посторонние люди.

Из этого можно сделать только один вывод: в своем ребенке воспитывать ЛИЧНОСТЬ. Наверное, в этом и есть главный секрет воспитания. Поэтому именно воспитание ребенка и можно назвать заботой о его будущем.

Итак, рождается ребенок. Он совершенно еще ничего не умеет, все свое время он находится со своими родителями, если повезло, то еще с бабушками и дедушками.

Мне кажется, он всему учится только у нас, но важно понимать, что это не наша точная копия, это совершенно другой человек, пусть еще крохотный, но со своим уникальным характером.

С первых же дней нас подстерегает соблазн воспитания под свое видение этого процесса. Часто это становится грубейшей ошибкой родителей. Не надо стараться грубо и бесцеремонно по своему усмотрению переделывать своего малыша.

Важнее пытаться понять его, принять свое чадо таким какой он есть на самом деле: если это ребенок-шалун и непоседа, принять его как жизнерадостного ребенка, который постепенно поможет другим детям быть резвыми, подвижными, уметь обороняться.

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок - он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка — тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Восхищайтесь и радуйтесь за плаксивого, чувствительного, обидчивого, настороженного ко всему новому ребенка, не давите на него, а учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение. Нужно не только понять, но и обязательно принять и любить своего малыша такого, каким он родился. В противном случае как он сам сможет любить и принимать себя потом?

Давайте задумаемся еще над одним вопросом — что же такое любовь к своему ребенку? Думаете — это объятия и поцелуи, это бесконечные ласки? Нет, все это лишь демонстрация наших чувств, но не сами чувства.

Думаете любовь — это потакания его капризам и слезам? И это тоже нелюбовь, это даже, если так можно сказать, не отсутствие воспитания, просто это наш безоговорочный эгоизм.

Давайте, признаемся, что позволяя малышу то, что не следует, только бы он перестал плакать, мы просто стараемся добиться собственного спокойствия и комфорта.

Еще хуже крики и наказания – это, как только не горько признавать, наш собственный эгоизм, обильно приправленный агрессией, которая является всего лишь следствие наших нерешенных проблем. И заметьте, НАШИХ, но не нашего малыша.

Объяснить свою позицию ребенку, причем убедительно, намного сложнее, еще и не прибегая к обману или крикам.

Воспитание ребенка часто сопровождается еще одной ошибкой — самопожертвованием в быту, порой чрезмерным. К самопожертвованию прибегают многие современные родители и особенно мамы. Это тоже не любовь.

·         Во-первых: это ваш собственный выбор. Очень часто, «заботливые» родители слышат в ответ на свои упреки: «А я Вас об этом не просил». И ведь он совершенно прав: Он же вас не просил жертвовать собой ради него.

·         Во-вторых: так водится во многих семьях — ваши родители в свое время надрывались ради вас, вы ради своего малыша, он, в свое время, тоже ляжет костьми ради своих детей? Какой-то замкнутый круг.

Мы сами себя обманываем. Ведь ребенок доволен, когда довольны его родители. И не стоит надеяться, что вам удается скрыть свою усталость, раздражение или напряжение. Наши дети гораздо более чутки к нашим эмоциям и чувствам, чем нам родителям кажется. Это в принципе залог его выживания.

Какой же здесь выход? На самом деле, мне кажется, все очень просто: любовь — это когда нам и нашим детям хорошо друг с другом.

Но, к сожалению, так получается не у всех. Давайте поразмышляем вот над чем, когда вы кричите на ребенка, наказываете, ругаете его, упрекаете в чем-то, следите за ним, запрещаете что-либо и прочее, остановитесь и хорошо подумайте: а с друзьями вы бы так поступили?

Наказывать, запрещать, ругать и прочее — это, конечно дело каждого родителя. Каждый поступает в соответствии со своей ситуацией и на свое усмотрение. Но не посчитайте для себя за труд поразмыслить, стали бы вы поступать так же по отношению к своему другу, подруге, именно в такой же форме, таким же тоном?

Осмелюсь посоветовать отличный прием — на минуту постарайтесь представить себя на месте провинившегося или капризничающего ребенка, свою подружку Наташу или своего друга Игоря. Ну как, скажите честно, будете кричать и лупить по их попе? А постоянно целовать в макушку или сесть на свою шею позволите? Конечно же, нет — верно?

Но что мы способны дать родному, но пока ничего еще не умеющему человечку? Научить его громко читать стихи с табуретки? Или вежливо здороваться с ненавистной не только вам, но и всему подъезду соседкой? Отдавать свою любимую лопатку соседке по песочнице, обливаясь горькими слезами?

Мой не только педагогический опыт, но и опыт родительства показал, что это один из наиболее простых, а самое главное, приятных и эффективных вариантов взаимоотношений между детьми и родителями.

НАУЧИТЕ своего ребенка умению САМОСОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ. Важно просто научить его принимать обдуманные решения. Не стоит беспокоиться, это только звучит сложно. На самом деле, нам родителям важно НАУЧИТЬ своих детей УМЕНИЮ ВЫБИРАТЬ. И пусть наши дети твердо знают, что за любым выбором обязательно следует соответствующие последствия. Главное, чтобы они были достойными членами общества: честно трудились, растили детей в любви и заботе, помогали ближним.

«Расскажите детям о войне»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, уважение к своему Отечеству. В настоящее время наше подрастающее поколение испытывает острый дефицит ценностного содержания патриотизма. Большинство детей не понимает, что это семья, дом, поселок, улица и даже детский сад, в который они ходят. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

Наша задача помочь детям приобрести чувство гордости за Родину, чувство долга перед ней, готовность в любой момент встать на ее защиту. Воспитывать патриотизм в детях начинаю с младшего возраста. Это очень сложный и длительный процесс. Работа направленна на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Для этого совместно с родителями был разработан информационно-образовательный проект «Вместе – мы сила». Данный проект направлен на создание предметно-развивающей среды: в группе находится патриотический уголок, где есть наглядный материал, собранный в универсальной настольно- дидактической игре, сделанной своими руками «Хочу все знать», с помощью которой провожу работу как в совместной деятельности педагога и ребенка, так и в проведении непосредственной образовательной деятельности. В комплект игры входит игровое полотно, наборы карточек, необходимых для всестороннего развития дошкольников, фишки, которыми поощряются дети за правильные ответы.

 Цель игры: воспитывать у детей любовь к истории родного поселка.

В познавательном центре природы в технике папье-маше создала всесезонное дерево, которое меняет свой наряд со сменой времени года, а весной встречает перелетных птичек скворечник, сделанный руками народного умельца резьбы по дереву Коротковым М.А. Таким образом, развиваю умения детей ассоциировать об изменениях в жизни птиц с весенним пробуждением и началом Великой Победой над фашизмом.

Так как наш центр патриотического воспитания мобилен, то мы можем задействовать его в различных видах деятельности:

продуктивной:

- рисование «Портрет солдата», «Дом», «Семья», «Моя малая Родина»;

- лепка: «Значок героя», «Боевая техника»;

- аппликация: «Герб», «Флаг», «Боевые машины»

- конструирование: «За линией фронта» (из строительного материала);

- ручной труд «Волшебные пуговки».

Все это формирует у детей уважение к солдату, гордость за нашу страну, знание о боевых машинах, о том, на сколько они были значимы в то время.

Коммуникативной:

Говоря о защитниках нашей Родины разработала краткосрочный проект «Дети войны». В рамках проекта организован ряд акций:

- «Блокадный хлеб»

Цель: прививать детям бережное отношение к хлебу в процессе их питания. В форме беседы рассказала детям, что хлеб – это продукт питания – самое надежное средство защиты людей от голода. Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь». Дети узнали, что в музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневевшего хлеба – 125 граммов-дневной паек жителей осажденного города – это святой блокадный хлеб. С детьми взвешали кусочек черного хлеба и во время обеда побывали в роли жителей блокадного Ленинграда.

Данной акцией замотивировала детей так, что они отказались от свежеиспеченных булочек, чтобы попробовать 125 граммов черного хлеба. Дети поняли, что это не просто цифра: каждый из этих дней оставлял тяжелый след в жизни каждого блокадника, которые, будучи окруженными врагом и отрезанными от остального мира, более 2 лет боролись за свои жизни и жизни родных и близких.

- «Бессмертный полк».

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали наши деды. В процессе интегрированной непосредственной образовательной деятельности рассказала детям о Дне Победы (знаменательном дне, о Великой Отечественной войне, о героях Саргатского района: Товстухо В.И., Худенко Н.В. Дети теперь знают почему дорога по улице Худенко, засажена с двух сторон тополями – это аллея памяти в честь погибших солдат и в честь кого названы улицы, и могут об этом поделиться со своими сверстниками, родителями. С помощью родителей воспитанники узнают биографию деда, прадеда или другого родственника – ветерана Великой Отечественной войны, не дожившего до наших дней и приносили портреты своих прадедов в виде транспарантов, затем было организовано торжественное шествие по группам детского сада с целью рассказать военную биографию прадеда, благодаря которому у детей есть счастливое детство. Самое главное дети поняли, что без прошлого – нет будущего.

- «Читаем вместе» по теме: «Родина, я в обиду тебя не дам».  Изучая литературные произведения о войне, о защитниках Отечества, военных профессиях, о Родине – России

у воспитанников формируются яркие картины фронтовой жизни, героизма участников, самоотверженности тружеников тыла, обогащается словарный запас.

 - конкурс рисунков «Великая Победа»

Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков. Для нормального развития необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое отражение в конкретных родных людях. Именно поэтому сочла необходимым осветить родителей рассказать детям о героях ВОВ своей семьи, и организовала выставку рисунков «Великая победа».

- мероприятие, посвященное «Годовщине снятие блокады Ленинграда».

Идея мероприятия заключается в передачи нравственного опыта, главных жизненных установок.  Совместно с родителями пошили платья к танцу «Дети ВОВ» и с помощью родительницы Рябовой И.Ю исполнили танец на отчетном концерте. В дальнейшем планирую расширить работу с социальными партнерами, в частности с РДК, для того чтобы девочки старшей группы через сочетание трогательной музыки, танцевальных движений и слов песни глубоко воздействовав на эмоции людей смогли донести информацию до сердца.

В рамках проекта «Дети войны» совместно с социальными партнерами – сотрудниками Саргатского историко-краеведческого музея для детей был подготовлен фильм-презентация «Из воспоминаний военного детства». Его герои – саргатчане, пережившие войну, испытавшие холод и голод, с малых лет, приученных к тяжкому труду. После экскурсии с детьми ходили к вечному огню, чтобы дети увидели, что война не забыта и никто не забыт. Возложили цветы к памятнику матери Анастасии Ларионовой, потерявшей на войне семерых сыновей.

- оформлен «Уголок памяти»

 После экскурсии оформили уголок, посвященный Дню Победы, в котором находятся фотографии героев войны, их краткая биография, фотографии героев-партизан. Я создала альбом орденов и медалей, рассказала, за что их вручали.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (участников ВОВ, их фронтовых подвигов) формирую в воспитанниках, такие важные понятие, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Подвожу детей к пониманию, что мы победили, потому что мы любим свою Родину.

Музыкальной:

Говоря о защитниках нашей Родины, мы рассуждаем с детьми о Великой Победе, знакомимся не только с песнями военных лет, но ставим танцы, которые представляем на муниципальном конкурсе «Минута Славы».

Накануне праздника «День Защитника Отечества» прошел ежегодный утренник. Дети

собрались в празднично украшенном нарядно зале, чтобы поздравить всех мужчин с Днем Защитника Отечества в форме игровой программы "Мой папа и я большие друзья! К праздничным детским поздравлениям от имени всех мам и жен присоединилась танцевальная родительская группа "Семейный десант", которая вместе с детьми исполнила танец "Десантники". Таким образом, формирую в детях отношение к защитникам Отечества, желание защищать свою Родину, быть похожими на героев военных лет.

- мини-музей «Русская изба».

В группе создан мобильный мини-музей «Русская изба». Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал, сделанный народным умельцем резьбы по дереву Коротковым М.А.:

- макет деревянного дома

 - русская печка, деревянные лавки, стол, комод, тремо, утварь.       

Средствами мини - музея осуществляю воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников. Связываю прошлое и настоящее поколений. Знакомлю детей с инструментами труда (серп, молот, веретено и т.д.). Рассказываю о том, как и для чего использовались эти инструменты, в какое время ими пользовались. Показываю картинки с профессиями, спрашиваю кем работают их родители, кем бы они сами хотели стать в будущем. Приглашаю семьи воспитанников на ежегодные торжественные мероприятия, посвященные Великой Победе над фашизмом.  Таким образом, ориентирую семью на духовно-нравственное воспитание.

Особое значение в жизни дошкольника имеет сюжетно-ролевая игра. Воспитанникам нравиться играть в такие сюжетно-ролевые игры как: «Пехотинцы», «Защитники Отечества». Я создала мотивацию и условия для проведения игр. С детьми сделали атрибутику к играм: пилотки, мешочки с песком, танки, сделанные из бросового материала, автоматы и пистолеты, вырезанные из картона; косыночки и бинты для девочек-медсестер.  Через сюжетно-ролевые игры способствую развитию двигательной активности детей через проведения подвижной игры «Вертолеты», воспитываю в детях патриотический интерес к подвигам русских летчиков, гордость за свой народ.

Таким образом, проводимая мной работа имеет положительный результат:

·         расширены знания детей о Великой Отечественной войне.

·         сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.)

Планирую продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников, чтобы вырастить настоящих патриотов нашей Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий